Как рассчитать проходимость торговой точки?



Существует множество теоретических способов расчета потенциальной проходимости торговой точки.

Толпа людей

В зависимости от направленности бизнеса, его масштабности, региона расположения и т.д. Есть даже целые «теории» таких вычислений, обычно их составляет ведущий экономист крупного сетевого магазина специально под своего работодателя.

 

Такие формулы затем пытаются взять за основу представители среднего и малого бизнеса и получают чисто мифологические представления о будущей выручке, сильно разнящиеся с реальностью.

 

Разные методы вычисления проходимости

Например, техника квантового считывания, применяемая ритейлером WalMart, справедлива только при планировании точек в торговых центрах или других местах массовой торговли, т.к. она изначально опирается на психологический принцип: чем больше рядом аналогичных предложений, тем больше проходимость, а задача владельца выделить именно свой товар на фоне конкурентов.

 

То есть, иными словами, вы изначально намечаете расположить свой бизнес по соседству с конкурентами. Можно рассчитать вашу общую будущую проходимость, а сколько будет посетителей именно у вас, зависит от вашей креативности. Задача сводится к вычислению творческого потенциала и бизнес жилки владельца. Честно говоря, сомнительная схема.

 

Есть один более или менее надежный способ спрогнозировать проходимость: надо найти ближайший аналогичный магазин, встать рядом и считать посетителей. Серьезно, полученная цифра будет самой приближенной к фактической, которую вы получите, открыв магазин. Однако два параллельных пути решения повышают точность результата, поэтому рассмотрим логику теоретического вычисления проходимости.

Как мы считали

Итак, расскажем, как с товарищем планировали открытие зоомагазина: Москва, небольшой магазин зоотоваров, который мы хотим открыть в одном из спальных районов. В ассортимент закладываем в основном корм для собак и кошек, сменные засыпки и пеленки для туалета – все только базовое, самое распространенное и популярное, лишь с небольшим количеством «пробных» товаров в виде аксессуаров, одежды и товаров для птиц и хомяков. Площадь под аренду нам достается с выходом во двор, зато дешевле.

 

Благоразумно рассчитывать минимальную проходимость точки при самом пессимистическом сценарии, ведь сам смысл вычислений – попытаться узнать, не прогорит ли бизнес, а если оборот окажется выше расчетного, пусть это будет приятным сюрпризом.

 

В условиях нашей задачи магазин находится в скрытом месте, т.е. ориентироваться мы будем только на местных покупателей или придется тратиться на рекламу, чего не хотелось, максимум штендер на дороге со стрелкой к магазину и веселой собакой для понимания чего продаем. Магазин не стоит на трассе, нам не надо  учитывать ее трафик и пытаться рассчитать количество «заезжих» клиентов с учетом удобства подъезда и парковки.

 

Пойдем по алгоритму сокращения – от большого к малому:

  1. Общее количество платежеспособного населения. Для этого нельзя просто забить в поисковике «численность населения района Западное Дегунино».
    Берем карту, отмечаем на ней свою точку и по окружности во все стороны находим ближайшие зоомагазины, очерчиваем по их адресам границу.

    У нас товары повседневного спроса, к нам будут ходить только по принципу близости к дому. Конечно, ценой с соседями тоже поборемся, но там не такая большая маржа, разница будет невелика, и более высокую конкурентоспособность мы приобретем только по сравнению с соседним домом.

    Никто не пойдет полквартала, чтобы купить «Вискас» на рубль дешевле. Соответственно, наш полученный «круг» мы сокращаем вдвое со всех сторон и чертим новую границу. Дома, находящиеся на линии, то есть ровно посередине между двумя зоомагазинами, это клиентура, за которую будет иметь смысл побороться, но мы пока рассчитываем только население домов, вошедших в начертанный круг. Вышло пять 9-этажных дома 1-подъездных дома, шесть 18-этажных 5-подъездных, 8 хрущевок и шесть новостроек.

    Примерно подсчитываем количество семей, проживающих в этих домах. Получаем условно 12 тыс. семей. Вычисляем именно семьи, а не количество людей, исходя из того, что кормильцы будут по очереди ходить за едой любимцу, соответственно для нас одна семья – один покупатель.
     
  2. В соответствии с опросом населения Всероссийского Центра Исследования Общественного Мнения, проведенного в 2010 году, у 56% российских семей есть домашние животные. Доверяем ВЦИОМ и получаем, что в округе нашего магазина живут 6 720 семей с животными.
     
  3. По данным РосСтата за 2016 год, 24,6% россиян – пенсионеры. Т.к. практически все пенсионеры кормят питомцев кашами, а в лотки стелют газеты, вычитаем эту публику из наших потенциальных клиентов. 24,6% от 12 тысяч – это 2 952; 6 720 – 2 952 = 3 765 семей.
     
  4. Полученную цифру смело делим пополам (кто-то привык покупать корм по дороге с работы, кто-то заказывает через интернет) и получаем 1 882 семьи.
     
  5. Большинство финансовых аналитиков крупных консалтинговых агентств оценивают доверительную вероятность расчетов проходимости в +/-30%, погрешность огромная. Так как мы вычисляем минимальный оборот, чтобы понять, не прогорит ли бизнес, вычитаем еще 30% из итогового количества. На выходе потенциальная проходимость зоомагазина в предложенном районе равняется 1 318 покупателей в месяц.

 

Бизнес планирование обязательный этап перед открытием торговой точки.

Важно максимально точно рассчитать расходы по запуску, время окупаемости, минимально возможную прибыль для поддержания бизнеса «на плаву», назначить контрольный временной отрезок для оценки эффективности.

При рассмотрении потенциала точки, понаблюдайте пристально за конкурентами: их проходимость, ценовая накрутка, степень агрессивности рекламы; изучите профильных партнеров в округе (ветеринарные кабинеты и т.п.)


Раздел: Технические моменты

Дата публикации: 2017-12-16 13:25:40

Читайте также:

Оставить комментарий

Имя:

Комментарий: